Почему я так много сплю?

— Последние два года я постоянно сплю. Для меня это стало проблемой, я ем и сплю. Вы мне сказали, что это не проблема, что это нормально, когда надо, я проснусь.

— Как я понимаю, вас не очень удовлетворяет такой ответ.

— Совсем не удовлетворяет.

— На самом деле ваш ум совершенно не хочет избавляться от данной проблемы. Он хочет ее усиливать. Потому что обусловленный ум и есть те проблемы, которые в нем содержатся. Единственное, что есть, — это то, что есть. В данном случае касательно вас есть то, что вы называете «сплю». Это то, что есть. Теперь из того, что есть, ваш ум делает проблему, кстати, он ее сам же и породил. Вы начинаете метаться в двойственности «спать — не спать». Так? «Почему я так много сплю? Это ненормально, вот другие сидят и слушают, а я всё время сплю». Эти вопросы вы мне всё время задаете. Но я вам говорю, что это просто факты. Просто примите это как факт и всё, и нет проблемы. Не надо задавать вопрос: почему я сплю? Зачем я сплю? Это просто происходит, и всё.

Любая проблема является результатом того, что вы начинаете усиленно оценивать то, что с вами просто происходит. Вы говорите: «Спать столько нельзя. Все вокруг столько не спят. Почему я так много сплю?» Вы создали проблему из факта. Теперь вы ее укрепляете, задавая всё время одни и те же вопросы. Когда вы задаете такие вопросы, вы укрепляете свою проблему. На самом деле проблемы может и не быть, ваш ум создал ее из самого себя. Теперь он ее поддерживает и усиливает. Ваш ум, обусловленный им же созданной ловушкой, не хочет слышать то, о чём я сейчас говорю. Потому что, если вы это действительно услышите, то проблема мгновенно исчезнет.

Ваш ум ждет рекомендации, что делать с проблемой, тем самым он хочет ее растянуть во времени, продолжить, усилить. Растянуть во времени — это значит оставить эту проблему и продолжать прикладывать усилия для ее решения. Проблема решается мгновенно, если же вы ее растягиваете, значит, вы не хотите ее решить полностью. Если вас действительно интересует полное и окончательное решение данной проблемы, вы можете это сделать прямо сейчас. Я ее уже решил, я вам говорю: примите то, что с вами есть, вот и всё. Примите то, что есть. То состояние, которое у вас сейчас есть, это то, что есть. Примите его, и всё, и больше ничего не нужно. То, что вы называете сном, не что иное, как ваше представление и определение того, что есть. Именно оно и создает проблему. Ваш ум ее создал и поддерживает. Понятно ли то, о чем мы сейчас говорим?

— А вот я плохо сплю, никак не могу вечером лечь вовремя.

— Смотрите, только что ум этого человека предложил нам еще одну проблему, но по механизму создания она ничем не отличается от предыдущей. Ум интересуется только собственной проблемой, потому что ум и есть проблема, и чем больше проблем в уме, тем более он важный и значимый. Поэтому ум не заинтересован в полном решении проблем. Он заинтересован в их укреплении и усилении. Так работает обусловленный ум. Вот почему я все время говорю о том, что, пока мы не поймем механизм его функционирования, ничего не изменится. Вы всегда будете делать только то, что уже делали. Вы будете думать всегда только о том, о чём думали раньше, чувствовать только то, что вы всегда чувствовали. При этом можете иметь массу иллюзий по поводу собственных изменений.

Но ум может увидеть свою обусловленность, именно для этого я и делаю то, что делаю. Человек все время бежит от самого себя всё дальше и дальше, подгоняемый своим поверхностно-обусловленным умом, направленным вовне. Разговоры о проблемах, а проблем тысячи… Сегодня об одной, завтра о другой. Это бег от самого себя, бесконечный бег. Что-то принципиально изменяется только тогда, когда ум поворачивается на сто восемьдесят градусов. Тогда он уже не бежит от себя, он бежит к себе. Пока не произошел поворот ума на сто восемьдесят градусов, ничего реально не произойдет. Но вы можете иметь тысячу и одну иллюзию того, что бежите к себе и уже пришли туда.

— Например, у меня тоже тенденция себя оценивать. Будет ли поворотом ума внутрь себя то, что я начну отслеживать то, как я оцениваю?

— Наблюдайте за этим. Что такое наблюдать? Наблюдение — это состояние ума, в котором вы видите всё, что происходит, все ваши метания, мысли, которые приходят, но смотрите на это без какого-либо выбора. Вы наблюдаете за этим со стороны.

— То есть я это принимаю?

— Фактически такое наблюдение и есть принятие, видение.

— Говорят, что оценивать плохо. Начинаешь терзаться мыслью, что опять в который раз повторяешь одну и ту же ошибку. Сколько же это может продолжаться?

— В уме есть масса фрагментов, в частности, один фрагмент начинает утверждать по поводу какого-то факта, что это плохо, другой фрагмент говорит, что нет, это хорошо. Начинается борьба фрагментов, которые обмениваются какими-то мыслями. Таковы муки выбора, но это не наблюдение, о котором я говорю. Внимание вашего ума переходит сначала на один фрагмент, потом на другой. Такие переключения могут идти очень быстро, что создает мучительное состояние внутреннего конфликта. В каждый отдельный момент вы полностью вовлекаетесь в какой-то из противостоящих друг другу фрагментов ума. Это не наблюдение без выбора. Наблюдение без выбора, о котором я говорю, возникает, когда вы смотрите на борьбу этих фрагментов одновременно, то есть не отождествляясь ни с одним из них. Иногда состояние осознания возникает подобно тому, как приходит любовь и счастье, которые невозможно схватить и удержать. Вы ничего с этим не можете сделать. Оно может прийти, а может не прийти. Если оно придет, то вы узнаете. Никаким усилием вы его не достигните. Потому что любое усилие, которое вы будете прилагать, будет просто укреплять какой-то из фрагментов вашего ума, тем самым поддерживать его двойственность и противоречивость.