«Хочу определенности!»

— Да, мы говорили, что обусловленный ум хочет четких правил. Хочет определенности. Сам ум, являясь неопределенностью, хочет иметь определенность. Если вы заглянете в свой ум, если ваш ум обратиться внутрь самого себя и будет осознавать то, что в нем происходит, то увидите там постоянную смену мыслей. Они приходят и уходят. Некоторые из них ум оценивает как нехорошие, страшные, недопустимые. Если приходит такая мысль, то возникает механическая реакция типа: «Разве это моя мысль, разве я могу об этом думать. О, какая ужасная мысль!» Какие-то мысли ваш ум привлекает, какие-то пытается отогнать. Ум многих людей представляет свалку старых мыслей.

Ум — это поток мыслей, которые он улавливает. Будучи непостоянным, изменяющимся потоком мыслей, ум хочет создать видимость собственного постоянства. И тогда он создает некий образ «я», то есть, нечто постоянное. Называя этот образ: самим собой; я; личностью. Так возникает иллюзия некоего постоянного, определенного и незыблемого «я». Ум создает иллюзию постоянного «я», которое отождествляет с самим с собой. Таким образом, ум подменяет себя неким «я», которое наделяется способностью манипулировать мыслями.

К примеру, вы говорите: «Я хочу принять правильное решение по поводу того или иного вопроса». У меня в связи с этим есть вопрос: что за «я» хочет этого? Вы говорите: «Я хочу быть более радостным, хочу урегулировать отношения с близкими, устранить конфликт». На все эти и другие вопросы я задам свой вопрос: «А кто это “я”»? Большинство людей не приемлют такой вопрос, они не понимают его: «Что это ты спрашиваешь. Я — это я. Что ты такое городишь?»

Тогда я продолжаю и говорю: «Вот смотри, ты сегодня утром говорил одно, вечером по тому же вопросу — противоположное. Только что ты хотел одного, теперь хочешь совсем другого. И все это в течение одного дня». Он говорит: «Ну да, и что?» Так вот это «я», которое ты считаешь самим собой, представляет собой нечто противоречивое, то есть, на самом деле, множество различных «я». В каждый момент времени ты находишься в каком-то одном из этих «я». При этом говоришь, делаешь и мыслишь. Потом это «я» сходит со сцены и появляется другое. И так все время.

Есть такая детская игра. Называется «Царь горы». Один забирается на горку, остальные пытаются стащить его вниз и залезть на вершину горки сами. В уме происходит то же самое. Главное увидеть это в самом себе. Это и есть основная задача наших встреч. Это и есть то, что я называю самоисследованием, самопознанием.

Как видите, самоисследование это практическая работа по осознанию своей множественности, а не просто слушание теорий. Ведь то, что я сейчас сказал, тоже есть некое представление, некая концепция, но все это надо увидеть в себе. Для того, чтобы увидеть, ум должен обернуться внутрь и начать смотреть на самого себя со стороны. А что он делает сейчас?

Представьте себе, что между бровями у вас расположен прожектор, который направляет ваш ум. Куда он его направляет? Обычно на внешний мир, а не внутрь самого себя. Он считает себя неким субъектом, а всё, на что смотрит, некими отдаленными от него объектами. А если вы перевернете луч, внимание на сто восемьдесят градусов, то есть внутрь ума и начнете осознавать то, что там происходит? Тогда вы не просто говорите что-то, а осознаёте то, что внутри вас при этом происходит. Вы не просто пожимаете кому-то руку, а осознаёте, что внутри вас при этом происходит. Вы не просто берете книгу, а осознаёте, что внутри вас при этом происходит.

— И что тогда произойдет?

— Когда вы будете это делать, тогда и узнаете. Смотрите, что хочет ваш ум. Он опять хочет послушать некий интересный психологический роман. Ведь то, что я говорю, можно рассматривать как некие байки, истории.

— Вчера днем, когда у меня вдруг появились неприятные эмоции, я просмотрел, осознал, как они возникли. Это было повторение старой ситуации. Ведь это дела давно минувших дней, и вдруг я оказался полностью вовлечен в то чувство, которое у меня тогда было. И я поймал цепочку ассоциаций, но не могу проконтролировать себя до конца.

— Контроль не нужен, потому что самонаблюдение — это не контроль. Здесь вы просто наблюдаете за всем тем, что происходит в уме. За всеми его частями. Если какая-то часть ума наблюдает за другой частью ума, то возникают оценки, то есть одна часть ума оценивает другую. Если вы наблюдаете за всеми частями ума, то такое наблюдение безоценочно.

— Я могу сказать, что сначала у меня возникла мысль, потом поток ассоциаций, затем какой-то образ, с ним возникло чувство. Это чувство захватило меня. Я понял, по какой цепочке я попадаю в ситуацию привязанности к определенным чувствам и ощущениям. Это я понял именно сейчас.

— А что значит «понял»?

— Увидел механизм. До этого мне никогда не удавалось понять.

— Понять — это узнать?

— Один человек сделал мне больно. У меня появилось соответствующее чувство к нему и к ситуации, в которой это происходило. Недавно я попал в похожую ситуацию, и у меня опять появилось то же чувство. Когда оно появляется, я с ним отождествляюсь, оно меня захватывает. Я теряю себя в нем. Сейчас я проследил и увидел механизм и источник возникновения такого отождествления.

— Самонаблюдение, осознание механизмов ума — это не анализ. Еще раз напоминаю вам об этом. То, что вы осознали о себе, вы никогда не забудете. Поэтому не волнуйтесь. Знание, ставшее вашим осознанием, никто у вас не сможет отнять. То, что я делаю, не является простой передачей знаний, как это обычно происходит, например, в средних и высших учебных заведениях. Сообщается какая-то сумма знаний и от учащихся требуется, чтобы они их запомнили, а потом на экзаменах пересказали. Так вот, видение и его результат — понимание не есть просто знание, которое можно накапливать. Это нечто мгновенно происходящее, как темная комната, которая вдруг озаряется светом молнии.